Диктант №837

Грамотность на Руси

(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.



(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

По И. Голуб (169 слов.)

Задания

I вариант

  1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
  3. Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 4 выпишите все предлоги.
  5. Из предложений 1–3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.
  7. Укажите способ образования слова недаром (предложение 7).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 8.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.
  3. Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
  4. Из предложения 9 выпишите все предлоги.
  5. Из предложений 4–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.
  7. Укажите способ образования слова письменности  (предложение 3).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы  предложения 5.
Если вам понравился Диктант ''Грамотность на Руси'' По И. Голуб (169 слов.) , пожалуйста, оцените его.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (2 голоса, средний бал: 4,50)
Диктант находится в сборнике 10 класс.
Автор диктанта:   Тип диктанта: ,