Количество просмотров диктанта   73

Диктант №829

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Море и лес

(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.

(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.

(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.

 По А. Серафимовичу (190 слов.)

Задания к тексту

  1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
  2. Какой тип  речи представлен в тексте?
  3. Объясните лексическое значение слов «титаны», «алчного».
  4. Из 12 предложения  выпишите слова, образованные  разными способами.
  5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.
  6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.
  7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
  8. Найдите в тексте предложения с  однородными сказуемыми. Напишите их номера.
  9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
  10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Поделиться с друзьями?
Нашли ошибку? Пожалуйста, напишите об этом в комментарии.